Что такое автобетононасос

Автобетононасос – техника, без которой не обходится ни один серьезный современный строительный объект, на котором применяются технологии монолитного возведения зданий и сооружений. Основное преимущество современных автобетононасосов перед бетононасосами стационарного типа заключается в мобильности и необходимом уровне подвижности на строительном производстве. У застройщиков отпадает потребность в демонтаже бетоновода, перемещении распределительных стрел, привлечении транспорта для перемещения бетононасосной установки и комплектующих, и соответственно, очередной сборки на новом месте.

Говоря об отличиях, стоит все же разобраться в том, что такое автобетононасос. Автобетононасос – это вид спецтехники, который предназначен для подачи бетонной смеси в горизонтальной и вертикальной плоскости на расстояния от 10 до 65 метров, с сохранением мобильных качеств грузового транспорта при перемещении по строительному объекту. Автобетононасос представляет собой совокупность агрегатов, а именно: поршневого бетонного насоса с гидравлическим приводом, приемного бункера, поворотной распределительной стрелы с бетоноводом, гидравлических опор (аутригеров) смонтированных на базе шасси грузового автобиля.

Как устроен автобетононасос.

Более подробно о каждом из компонентнов:

1. Бетонные насосы по принципу действия распределяются на два типа: роторные и поршневые.

Так как поршневые бетонные насосы являются более мощными, надежными и позволяют работать с низкими марками бетона они вытеснили роторные бетонные насосы, которые в последнее время сняты с производства.
Бетононасос состоит из пары цилиндров, осуществляющих транспортировку бетона, поршни которых приводятся в движение индивидуальными гидроцилиндрами в противоположных направлениях. Таким образом, одновременно осуществляется такт всасывания бетонной смеси из приемного бункера ОДНИМ цилиндром, и такт подачи ее в бетоновод ВТОРЫМ. Такты работы поршней строго согласованы с работой шибера (клапана), который синхронно переключается на НАГНЕТАЮЩИЙ цилиндр, обеспечивая непрерывную подачу смеси в бетоновод одновременно открывая доступ в приемный бункер ВСАСЫВАЮЩЕМУ цилиндру.

В свою очередь шиберы автобетононасосов бывают трех типов:

S-шиберы (сталь или чугун)

C-шиберы (сталь или чугун)

Рок-шиберы (чугун) 

У перечисленных шиберов немного разная специализация С- и S- шиберы предназначены для прокачки стандартных марок бетона, когда рок-шибер предназначен для прокачки “грубых” смесей с крупной фракцией, которая забивает S- / C-шибер. В плане эксплуатационных качеств по типам шиберов, расстановка следующая:

S-шиберы – лидируют по надежности;
С-шиберы – наиболее просты в эксплуатации и обслуживании;
рок-шиберы – более экономичны в части расходов на эксплуатацию.

Эффективность работы автобетононасоса в наибольшей степени зависит не от типа используемого шибера, а плотности мест соединения, которые должны быть надежно изолированы. Не плотно прилегающие или изношенные уплотнительные кольца со временем начнут пропускать воду и воздух, что может привести к отложениям засохшего бетона на стенках шибера.

Производительность современных поршневых двухцилиндровых бетононасосов варьируется в пределах от 80 до 180 кубических метров в час.

2. Гидравлическая система.

Стабильная работа бетононасоса и распределительной стрелы зависит от надежности гидравлической системы. Как правило, гидравлическая система автобетононасоса включает в себя две системы: первая – для основных гидравлических поршней (гидроцилиндры распределительной стрелы и аутригеров), вторая – для попеременной работы бетонотранспортных поршней бетонного насоса. Это обеспечивает стабильную работу этих компонентов по отдельности. В свою очередь работа гидросистемы построена на работе гидравлического насоса, путем передачи мощности двигателя шасси, на котором установлен бетононасос, через PTO (коробка отбора мощности) к гидравлическому насосу.

3. Приемный бункер.

Приемный бункер автобетононасоса представляет собой резервуар (как правило объемом около 0,6 куб.м.) совмещенный с бетонным насосом, в который осуществляется выгрузка бетонной смеси и ее забор рабочими цилиндрами. Так же бункер оснащен миксером для смешивания бетонного раствора и защитной решеткой. В качестве дополнительной опции на защитную решетку бункера, устанавливается эксцентриковый вибратор для облегчения просеивания бетонной смеси.

4. Распределительная стрела автобетононасоса.

Распределительная стрела автобетононасоса – является основным механизмом, от которого зависит рабочий дипазон подачи бетонной смеси. Распределительная стрела крепится к раме автобетононасоса на поворотной колонне и состоит из нескольких шарнирно-сочлененных секций. Количество и длина секций зависит от рабочего диапазона высоты и дальности подачи смеси той или иной модели автобетононасоса, а так же схемы раскладывания секций стрелы, об этом речь пойдет несколько позже. Подъем стрелы и раскладывание секций происходит при помощи гидроцилиндров двустороннего действия а опорно-поворотное устройство позволяет осуществлять подачу бетона в радиусе 360º от бетононасоса. Бетоновод крепится к распределительной стреле автобетононасоса специальными кронштейнами, позволяющими производить оперативную замену изношенных секций бетоновода и заканчивается гибким распределительным шлангом длинной от 3-х до 7-ми метров.

Как уже было сказано ранее, существует три схемы раскладывания секций стрелы:

R-образная
Z-образная
RZ -образная.